На грани отчаяния и надежды

29 апреля 2021 в 10:00

В кинотеатре «Урал» состоялся показ нового фильма о чернобыльской трагедии. Он не первый на эту тему, однако заслуживает внимания уже потому, что обращен к действительным фактам и напомнил современникам о героях, спасавших страну в те чрезвычайно опасные дни и месяцы. Кто-то, вероятно, видел фильмы «Мотыльки», «Распад» и другие о взрыве на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Масштаб такого события, ставшего черной страницей в истории СССР, не скоро будет полностью исследован, даже, возможно, мы никогда не узнаем всей правды о случившемся. Поэтому творческая попытка режиссера и актера Данилы Козловского всмотреться в многогранность произошедшего оправданна, при всех недочетах фильма, о которых люди пишут в интернете. Однозначно, что 35-летие со дня трагедии на ЧАЭС встало перед зрителями на экранах, как  обож-женная память, и долго будет саднить в сердце.

В драме «Чернобыль» показан город Припять накануне беды и сам ужасный взрыв, неотвратимо разорвавший привычную жизнь людей на «до» и «после». Но «после» было не у всех. У большинства из сотен очевидцев аварии, огнеборцев и первых военных ликвидаторов жизнь безжалостно прервало невидимое облучение. Судьбы тысяч бежавших из города людей в дальнейшем оказались изуродованы, искромсаны – болезнями, бесприютностью, финансовыми и живыми потерями. О подвиге спасателей, добровольцев рассказывает фильм, который нельзя смотреть без слез.

На фоне развернувшейся техногенной катастрофы и человеческой трагедии создатели фильма рисуют личные отношения профессионального пожарного Алексея, его бывшей возлюбленной  Ольги и их сынишки Леши. Алексей собирался уехать из городка, строить служебную карьеру в столицах, он, как герой военного произведения Б.Васильева «В списках не значился», мог бы покинуть опасное место, не вмешиваться в работу спасателей. Но он не позволил себе пойти против совести, предать своих товарищей, которые вели схватку с большой бедой на 4-м энергоблоке, гудящем от огня и радиационных процессов. Парень, в характере которого раньше проявлялись и легкомыслие, и необязательность, в ходе буквально нескольких часов меняется на наших глазах. Перед ним возникает этот страшный выбор: кто, если не я? Он знает лучше других лабиринты строения и вызывается пойти в охладительный резервуар, чтоб открыть нужную задвижку, спустить воду из-под реактора и предотвратить вероятность нового взрыва с более грозными последствиями. Конечно, он действует еще с одной целью – получить шанс отправить на лечение за рубеж своего только что обретенного сына. Он долго не знал о его существовании, а теперь, когда искренне привязался к Ольге, к Леше, он не может спрятаться в кусты. Кто им поможет в такой чехарде неизбежных потрясений? Люди боролись за своих близких на грани отчаяния и надежды.

Кстати, в фабуле личной истории Алексея и Ольги явно звучит мелодия «С любимыми не расставайтесь…» Как важно людям своевременно радоваться, дарить друг другу тепло и заботу, ведь никто не знает, что готовят им обстоятельства завтра. Локоток ли близко, губы ли родного человека, ан нет, их уже не достать… Надо беречь счастье, если оно у вас есть, да и жизнь – как она прекрасна, а мы подчас ее оскверняем бранью, разборками, обидами. Хорошо, что фильм напомнил об этом тоже.

Разумеется, в кино нельзя было не думать о том, отчего случилась такая беда на Украине. Кто виноват в аварии? Один из добровольцев в фильме говорит Алексею: «Люди». То есть, сыграл роль пресловутый человеческий фактор. Хотя нельзя отмести и версию теракта. Опять, кто же и где просмотрел злой умысел? Везде важна проблема ответственности и профессиональной чести. И суть не в социалистической системе, а в системе четкой организации труда и элементарной бдительности. А погибших не вернуть…

Екатерина Петрова.