Крылатый земляк

22 июля 2021 в 08:30

В городском архиве личные документы участников Великой Отечественной войны хранят множество свидетельств их самоотверженности и патриотизма, проявленных при защите Родины в чрезвычайных условиях, опасных для жизни.

Понимая важную роль городского архива в патриотическом воспитании учащихся, его сотрудники разъясняют молодёжи, что не кто-то вообще, а каждый лично в ответе за безопасность границ нашей Родины, воспитывают ребят на боевых и трудовых традициях нашего народа.

Один из архивных материалов нам особенно дорог. Когда-то в соседнем от нашего архива доме, на ул.Гагарина, 14, жил удивительный земляк, крылатый человек, военный летчик М.И.Шишов. Михаил Иванович в войну был командиром звена истребителей «ЯК-1», позже стал подполковником в отставке.

О нем прекрасно написала в свое время журналист «Медногорки» Н.М.Чеснокова в очерке «Крылатый земляк». Уже 20 лет нет на свете самой Надежды Максимовны, нет в живых и М.И.Шишова, но память о них – навсегда с нами. Как писала Н.М.Чеснокова, мужественное лицо Михаила Ивановича Шишова выдавало в нём человека большой воли, но голубые ясные глаза говорили о его доброте и искренности. Основные черты характера — справедливость и честность. Таков он был в молодости и оставался таким, придя с войны. Был он скромен, о себе рассказывать не любил, но земляки благодаря публикации в газете узнали о его яркой боевой молодости.

Родился Михаил Шишов в пос. Сара в 1919 году. В большой крестьянской семье детство было голодным и трудным. После окончания школы ФЗО парень пришёл работать в шахту Блявинского рудника. В свободное время занимался в аэроклубе. Михаилу нравилось летать, потому он и поступил в Оренбургское военное авиационное училище. Окончил его с отличием и был направлен в Сталинградское авиационное училище пилотом-инструктором. В городе на Волге и застала его война. Училище было эвакуировано в г.Оренбург. Лейтенант Шишов просился на фронт. Но его не отпускали. Кто же будет учить лётному мастерству других курсантов? Но Михаил был упорным, настойчивым, и, наконец, его просьбу удовлетворили.

Первым боевым подразделением старшего лейтенанта Шишова стал 866-й авиаполк 288-й дивизии. После трёх успешно проведенных боев Михаил Иванович был назначен командиром звена истребителей «ЯК-1». Эскадрильей, в которой он служил, командовал майор Александр Иванович Колдунов. Лётчики подружились, и эта дружба продолжалась и после войны. Много боев с фашистами провели они вместе. В 1943 году в районе реки Донец, у села Долгенькое, где были сосредоточены наши танковые соединения, произошёл бой краснозвёздных ястребков с самолётами противника.

Группа из десяти «ЯКов» под командованием Колдунова встретила «мессершмитты», ведущие за собой 20 бомбардировщиков. Командир эскадрильи вступил в бой. Михаил Шишов со своим звеном поднялся выше, чтобы атаковать бомбовозы, и увидел, что с вражеской стороны приближается новая группа «юнкерсов» в сопровождении истребителей. С первого захода Шишов сбил один  «юнкерс». Выходя из атаки, заметил, что его ведомый тоже отправил немецкий самолёт к земле. Жестоким был этот бой. Немцы не выдержали и, в беспорядке бросая бомбы, повернули на запад. В этом бою было сбито восемь вражеских самолётов.

Участвовал Шишов и в боях на Курской дуге. Михаил Иванович в своих воспоминаниях описывал август 1943 года, когда группа самолётов «ЯК-1», управляемая самим Михаилом, сопровождала штурмовики «ИЛ-2», идущие на бомбардировку вражеских объектов. Со стороны солнца неожиданно нагрянули немецкие истребители. С первого захода они сбили «ЯК-1» друга, Николая Минаева. Самолёт падал беспорядочно, неуправляемый, – значит, пилот был убит. Михаил Шишов направил свой самолёт на «мессера», только вышедшего из атаки. Через минуту нагнал его и прошил снарядами. Отомстил за друга… Но на развороте почувствовал, что ранен в руку и ногу. Приборная доска разбита, трубопроводы оборваны. Кровь заливает лицо. Принял решение – тянуть через линию фронта. Собрал все силы, всю волю, чтобы не потерять сознание и вести непослушную машину. Вот внизу увидел небольшую ровную площадку. Самолёт посадил на «живот» из-за поврежденного шасси.

Очнулся лётчик уже в госпитале. Оказывается, его подобрали наши танкисты, выходившие в это время на передовую.

Видно, его очень любили фронтовые товарищи. Залежаться в госпитале не дали. Прилетевший его навестить замполит полка увёз Михаила в свою часть. Там он и долечивался. А потом снова сел на свой «ястребок», чтобы громить врага. Последний воздушный бой капитан Шишов провёл в Венгрии у озера Балатон в 1945 году.

Группа наших самолётов прикрывала наступление пехотных и танковых частей Красной Армии. Из-за облаков неожиданно появились восемь «мессершмиттов». Михаил Иванович со своим ведомым Петром Ващенко отбил два самолёта от основной группы и уничтожил их. А всего наш земляк за годы войны сбил 16 вражеских самолётов. На его счету 296 боевых вылетов и 56 воздушных боёв. У Михаила Ивановича была 21 правительственная награда, среди которых орден Александра Невского, три  ордена Боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны и другие.

И после войны Шишов оставался в авиации, его лётный стаж составил 37 лет. Михаил Иванович всегда был верен фронтовому братству. В сентябре 1983 года он ездил в Москву к другу Александру Ивановичу Колдунову. Тепло принял его боевой товарищ, Главный Маршал авиации, командующий войсками ПВО страны. В 1984 году М.И.Шишов получил три приглашения посетить города, в освобождении которых он участвовал. В приглашении Одесского горкома партии было сказано: «Величайшим испытанием для всего советского народа была Великая Отечественная война. В каждом её сражении, на каждой пяди родной земли показаны во всём величии беззаветная любовь к Родине, мужество и отвага воинов. Наш низкий поклон Вам, вынесшему все тяготы войны и возрождавшему искалеченную войной землю». Этим горячим словам знал цену наш земляк, подполковник в отставке Михаил Иванович Шишов. Вечная память героям.

Ольга Сидоркина,

начальник архивного отдела

администрации города.