Медногорцы обсуждают историческую драму «Собор»

24 октября 2022 в 16:14

Несколько заметных киноработ представило нам в октябре телевидение. Среди них историческая драма «Собор» режиссёра Сергея Гинзбурга, созданная в том же духе приключенческой саги, как фильм «Елизавета», который мы недавно обсуждали. Целая череда сериалов о российских правителях корректирует наши привычные взгляды на саму историю и роль в ней царствующих особ. Если прежде мы всё осуждали в действиях высокой власти разных эпох, то сейчас подобные фильмы как-то «очеловечивают» людей престола и даже порой оправдывают их политические шаги, даже жестокие действия. Потому что они всеми способами (в том числе неправедными) крепили государственность России, объединяли народы на своих территориях, защищали их идентичность, уберегали православные традиции.

Многосерийный фильм «Собор» подготовлен к показу зрителям в честь большой даты – 350-летия Петра Великого. Кино – это историческое (но и художественное) полотно о грандиозных реформах 18-го века. Сокрушая все преграды, искореняя казнокрадство, смуту и разброд, Пётр Первый поднимает Россию на дыбы, рвёт политические удила и строит новую, более цивилизованную реальность в стране. Закладывает российский флот, обучает армию, возводит в глухих северных болотах град Петров, откуда будет «грозить надменному соседу». Тележную неповоротливую экономику подстёгивает, взбадривает, как коня острыми шпорами.

На фоне таких глобальных событий создатели фильма разворачивают и несколько сюжетных линий об отдельных людях разных сословий. Один из центральных персонажей – бывший холоп Иван Старшов, понравившийся большинству зрителей. Он запоминается своим стремлением достичь в жизни не просто княжеского титула, чтобы стать равным возлюбленной Марии и потом жениться на ней. Он в частых испытаниях и борьбе за правду становится незаурядной личностью. Смелый парень верной службой царю, своими подвигами в боях со шведами, с предателями  обретает высокое доверие Петра 1. Поколебавшись в молодости в духовной вере, Иван постепенно находит свою дорогу к Богу, без содействия которого ему бы так не везло в самых опасных жизненных ситуациях. Он с нуля берётся за возведение собора Преображенского полка, осознав, что это его долг и высшая жизненная цель. И как страдает герой, когда наводнение разрушило храм. Иван не отчаялся, опять приступил к строительству. В киносериале достаточно глубоко вскрыта личная драма каждого персонажа, внутренняя борьба, их грехи и чистилища, отношения в обществе и отношения с Богом, их любовь, взлёты и падения.

Фильм смотрится с интересом, особенно зрителям симпатична и важна его главная идея, что человек своим упорством, не щадя сил, может добиться желаемого. И справедливость тут торжествует в лице великого царя, который знает цену настоящим трудам и мужской самоотверженности.

Кино насыщено политическими коллизиями, неожиданными поворотами, бытовыми подробностями той эпохи, необычными костюмами и особенными характерами героев. Можно в чём-то сомневаться по ходу действия, что-то оспаривать, но фильм в целом не бесполезный, время на просмотр нами потрачено не зря. Герои показаны в развитии, динамике, как это было принято в культуре соцреализма. Жаль, что в «Соборе» тоже немало сцен насилия, крови, как и в фильме «Елизавета». Нервы зрителя сейчас просто не выдерживают натурализма отдельных болевых сцен. Неплохо исполнили роли актёры Максим Аверин, Александр Балуев, Светлана Иванова. А Сергей Марин бесподобен. Новый талант!

Екатерина Петрова.