Пуховые платки жительницы Медногорска известны и в Европе
24 октября 2024 в 08:12
В середине октября Оренбуржье традиционно празднует Дни пухового платка. Давний народный промысел – вязание тёплых пушистых платков и других изделий из оренбургского пуха – стало замечательным трендом родного края. Мы в эти дни встретились с участницей многих фестивалей пухового платка и профессиональных конкурсов Натальей Николаевной Боковой. Она – мастерица высокого класса, работает по конкретным заказам, её изделия идут даже за границу.
С Натальей Николаевной мы пообщались в библиотеке-филиале №4, где она – частый гость и верный читатель. Мы узнали друг друга, потому что были несколько лет назад на одном из фестивалей пухового платка в Оренбурге. Что дают пуховницам такие встречи на большой арене?
– Это обмен опытом, – отвечает Наталья Николаевна, – свежими идеями и техникой исполнения. У каждой мастерицы есть свои маленькие, но очень ценные секреты, которые делают работы неповторимыми. Мне повезло познакомиться с некоторыми такими одухотворёнными коллегами, которые сумели во мне разбудить жажду новых высот в творчестве.
Нина Николаевна родом из Медногорска, всегда жила в пос.Никитино. В детстве мама Нина Фёдоровна научила её пользоваться спицами. В родительской семье было пятеро детей: 3 сестры и 2 брата. Семья держала коз, серых и белых. Мама постоянно вязала детям варежки, носки, а платки – даже на продажу. Качество её работ особенно отмечали женщины, что покупали платки: пух ровный, чистый, стежки одинаковые, каймы на платках узорные. Ребятишек дома часто заставляли помогать маме чесать пух, выбирать из него чёрные волоски. Мама сама и пряла, и вязала. В 10 лет она показала дочке Наташе, как выполнять петли лицевые и изнаночные. Постепенно развивалась скорость вязки, пальцы становились ловкими и пластичными. Важно пух чувствовать и задавать ему нужный ласковый тон. Если в изделие вкладываешь душу, то и отзыв будет соответствующий.
Несколько слов хочется сказать об отце Наталии Николаевны. Папа её был блокадником. Николая Семёновича Бокова подростком вывезли из окружённого врагами Ленинграда. С тех пор он нашёл вторую малую родину в Медногорске. Работал сварщиком на военном заводе №314, позже играл в футбольной заводской команде. Очень дорожил семьёй, детьми, старался, чтоб они не знали нужды.
Так распорядилась судьба, что Наталья Николаевна в молодости уехала на Украину, но в начале «нулевых» вернулась в Медногорск. Муж остался там. И рада, что вовремя уехала, потому что сердце её не принимало того, что уже в 80-90-е насаждалось в Украине. Неприятие «москалей», подозрительность ко всему советскому и неуважение к русской речи шаг за шагом вели к разобщению братских народов. Во что это вылилось в итоге, мы видим сейчас.
В родном городке на Южном Урале Наталья вновь обрела состояние стабильности и уверенности в себе. Она продолжила своё увлечение вязанием, ставшим её надёжной профессией. Сейчас она не занимается чёской, прядением, хотя всё умеет. Покупает сырьё, по интернету ищет заказчиков, а многие находят её сами. Обязательно обговариваются все детали, объём, цвет. Какие-то варианты предлагает мастерица, что-то желают увидеть заказчики, Наталья Николаевна чутко прислушивается к их пожеланиям.
Она уже не расходует время на мелкие вещи. Она вяжет свитера из пуха, кардиганы, безрукавки, кофты, платья, паутинки, лёгкие оригинальные пальто с двойным покрытием: внутри белый пух, а сверху – тёмный. Изделия мастерицы есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Нидерландах, Германии, Швеции. Она к каждой своей работе относится, как к рождению ребёнка. Изделие забирает часть её энергии, душевного тепла.
Рисунок тоже рождается в минуты экспрессии, бывает, природа навеет само настроение. И появляются в узорах из нежного пуха или падающие осенние листья, или снежная кисея. Непременно, когда вещь готова, надо её правильно растянуть, «довести до ума». В доме для этого есть все необходимые приспособления, пяльцы. Но сама пуховница очень любит смотреть на изделия, когда они в развёрнутом виде красуются перед отправкой к новым хозяевам. Она прощается с ними навсегда… И потом начинает грезить о другом рисунке, оригинальной вещи, которая может даже присниться во сне…
Екатерина Петрова.
На снимке: Н.Н.Бокова и её изделия.
Фото из семейного архива Н.Н.Боковой.
В середине октября Оренбуржье традиционно празднует Дни пухового платка. Давний народный промысел – вязание тёплых пушистых платков и других изделий из оренбургского пуха – стало замечательным трендом родного края. Мы в эти дни встретились с участницей многих фестивалей пухового платка и профессиональных конкурсов Натальей Николаевной Боковой. Она – мастерица высокого класса, работает по конкретным заказам, её изделия идут даже за границу.
С Натальей Николаевной мы пообщались в библиотеке-филиале №4, где она – частый гость и верный читатель. Мы узнали друг друга, потому что были несколько лет назад на одном из фестивалей пухового платка в Оренбурге. Что дают пуховницам такие встречи на большой арене?
– Это обмен опытом, – отвечает Наталья Николаевна, – свежими идеями и техникой исполнения. У каждой мастерицы есть свои маленькие, но очень ценные секреты, которые делают работы неповторимыми. Мне повезло познакомиться с некоторыми такими одухотворёнными коллегами, которые сумели во мне разбудить жажду новых высот в творчестве.
Нина Николаевна родом из Медногорска, всегда жила в пос.Никитино. В детстве мама Нина Фёдоровна научила её пользоваться спицами. В родительской семье было пятеро детей: 3 сестры и 2 брата. Семья держала коз, серых и белых. Мама постоянно вязала детям варежки, носки, а платки – даже на продажу. Качество её работ особенно отмечали женщины, что покупали платки: пух ровный, чистый, стежки одинаковые, каймы на платках узорные. Ребятишек дома часто заставляли помогать маме чесать пух, выбирать из него чёрные волоски. Мама сама и пряла, и вязала. В 10 лет она показала дочке Наташе, как выполнять петли лицевые и изнаночные. Постепенно развивалась скорость вязки, пальцы становились ловкими и пластичными. Важно пух чувствовать и задавать ему нужный ласковый тон. Если в изделие вкладываешь душу, то и отзыв будет соответствующий.
Несколько слов хочется сказать об отце Наталии Николаевны. Папа её был блокадником. Николая Семёновича Бокова подростком вывезли из окружённого врагами Ленинграда. С тех пор он нашёл вторую малую родину в Медногорске. Работал сварщиком на военном заводе №314, позже играл в футбольной заводской команде. Очень дорожил семьёй, детьми, старался, чтоб они не знали нужды.
Так распорядилась судьба, что Наталья Николаевна в молодости уехала на Украину, но в начале «нулевых» вернулась в Медногорск. Муж остался там. И рада, что вовремя уехала, потому что сердце её не принимало того, что уже в 80-90-е насаждалось в Украине. Неприятие «москалей», подозрительность ко всему советскому и неуважение к русской речи шаг за шагом вели к разобщению братских народов. Во что это вылилось в итоге, мы видим сейчас.
В родном городке на Южном Урале Наталья вновь обрела состояние стабильности и уверенности в себе. Она продолжила своё увлечение вязанием, ставшим её надёжной профессией. Сейчас она не занимается чёской, прядением, хотя всё умеет. Покупает сырьё, по интернету ищет заказчиков, а многие находят её сами. Обязательно обговариваются все детали, объём, цвет. Какие-то варианты предлагает мастерица, что-то желают увидеть заказчики, Наталья Николаевна чутко прислушивается к их пожеланиям.
Она уже не расходует время на мелкие вещи. Она вяжет свитера из пуха, кардиганы, безрукавки, кофты, платья, паутинки, лёгкие оригинальные пальто с двойным покрытием: внутри белый пух, а сверху – тёмный. Изделия мастерицы есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Нидерландах, Германии, Швеции. Она к каждой своей работе относится, как к рождению ребёнка. Изделие забирает часть её энергии, душевного тепла.
Рисунок тоже рождается в минуты экспрессии, бывает, природа навеет само настроение. И появляются в узорах из нежного пуха или падающие осенние листья, или снежная кисея. Непременно, когда вещь готова, надо её правильно растянуть, «довести до ума». В доме для этого есть все необходимые приспособления, пяльцы. Но сама пуховница очень любит смотреть на изделия, когда они в развёрнутом виде красуются перед отправкой к новым хозяевам. Она прощается с ними навсегда… И потом начинает грезить о другом рисунке, оригинальной вещи, которая может даже присниться во сне…
Екатерина Петрова.
На снимке: Н.Н.Бокова и её изделия.
Фото из семейного архива Н.Н.Боковой.