Музейная педагогика

5 мая 2021 в 10:47

Почему в образовательных учреждениях большое значение уделяют музейной педагогике? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у детей. Воспитание обучающихся на примерах истории города Медногорска, достижениях жителей является гарантией того, что патриотизм и гражданственность будут нормой для ребят. Музей в ЦДО помогает в творческой самореализации личности через проекты, исследовательские, творческие работы, видеоэкскурсии по окрестностям нашего города и близлежащих сел.

Моя педагогическая деятельность уже несколько лет связана с работой в школьном музее. В гимназии почти все мероприятия гражданско-патриотической направленности проводились на базе школьного краеведческого музея «Истоки», где изначально в программе музейной работы было фундаментально заложено: СЕМЬЯ – ШКОЛА – МАЛАЯ РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО.
В Центре дополнительного образования разработана образовательная программа «Отчизна», в которой особое место занимает историко-краеведческое направление. Дополнительное образование дает возможность работать с ребятами индивидуально. Каждый обучающийся получает практическое задание, он ищет материал, изучает его. В творческой работе используется исключительно местный материал. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам, историческим событиям нашей страны.

Для большей убедительности важности музейной педагогики приведу фрагменты творческих работ учащихся. Работа Устиньи Ломовской называется «Моя семейная реликвия». У ее бабушки хранится много интересных старинных вещей: виниловые пластинки, монеты, значки, игрушки. Основной объект её работы — обычный плюшевый мишка. Для детей семьи Устиньи – это, прежде всего, любимая игрушка. Для взрослых членов семьи он – память, которую передают из поколения в поколение по женской линии.
«Мишка в нашей семье появился более 50 лет назад, – рассказывает Устинья в своей работе. – Где купили, откуда привезли, прабабушка Надежда рассказывает очень интересно. В 1969 году она поехала в гости в г. Октябрьск Самарской области. Игрушки раньше сложно было купить, трудно найти. Современным детям, привыкшим, что в магазинах полки ломятся от изобилия игрушек, такое сложно понять.
Прабабушка продолжает свой рассказ о том, что она купила Мишку для моей бабушки (тогда юной). А когда бабушка выросла, она Мишку сохранила – это была дорогая для неё вещь. Сколько стоит Мишка, прабабушка не помнит. Когда у моей бабушки Веры родилась моя мама Виктория, она игрушку передала ей».
Теперь Мишка переехал жить в семью Устиньи, и относятся здесь к нему, как к члену семьи. Определили для него постоянное место, он словно охраняет покой семьи, являясь символом дружбы в доме. Казалось бы, плюшевый Мишка – обыкновенная игрушка, но для семьи Устиньи Ломовской – это связь поколений, любовь, уважение и доброе отношение к своему роду.
Меня как педагога радует, что есть результат, что не зря работаем с детьми, рассказываем о прошлом, о достопримечательностях края, знакомим с историей своего города, с его жителями, говорим о семейных ценностях.
В заключение Устинья Ломовская отметила, что семейные реликвии воспитывают новое поколение в духе патриотизма и любви к родине, учат правильно жить и ценить мирные дни, вызывают чувство благодарности к своим родственникам. Связь поколений в семье не будет потеряна с годами, если относиться трепетно к реликвиям. Старые фотографии, вещи заговорят живым голосом истории. Знание семейной линии сохранит традиции.

Следующая работа – видеоэкскурсия «Прогулки по городу». Создавать такие фильмы довольно сложно. Надо найти интересную тему, собрать материал, который бы увлек сверстников. Дать возможность создателям раскрыться как личность, быть интересным в кадре, говорить красиво, чтобы, если вы открыли страницу в инстаграм, у вас не появилось бы желания тут же ее закрыть.
Воспитанникам ЦДО Кириллу Кондратьеву и Ксении Стариковой подробности открытия мемориала были неизвестны. Когда мы вели съемки, у них появились вопросы: почему именно на холме установили Колокол памяти? Что выражает каждый из элементов комплекса?
Чем больше ребята узнавали об инициаторах создания мемориала, тем серьезнее становились их лица. Часовня была установлена еще в 2002 году по инициативе медногорцев, прошедших через войну в Афганистане. Ксения продолжает экскурсию, говорит о том, что мемориал же был установлен сравнительно недавно, в 2017 году. Памятник состоит из трех частей и объединяет три печальных исторических события нашей страны: трагическая авария на Чернобыльской атомной электростанции, военные действия в Афганистане и Чечне. Гордость за своих земляков – вот что испытывают Кирилл и Ксения. Чуть раньше в музее ребята познакомились с биографией погибших в Афганистане и в чеченской кампании. Когда рассказывали о мемориале, они хорошо понимали, о ком и каких событиях говорят.
Кирилл с восхищением рассказывает о самой крупной части мемориала – открытой часовне с колоколом. Под её крышей, как под куполом церкви, изображены лики Иисуса Христа, Георгия Победоносца, святого праведного воина Федора Ушакова и великомученика Евгения Родионова. Ребята проявляют неподдельный интерес к ликам святых. Идея монументального сооружения именно на обочине дороги заключается в том, что в колокол может позвонить абсолютно каждый, кто пожелает почтить память погибших в Афганистане, Чечне и при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Когда мы проводили съемки, было холодно, дул пронизывающий ветер, но ребята сняли рукавички и позвонили в колокол – непередаваемое чувство…
Ксения, продолжая во время репортажа говорить о важных вещах, невольно убирает снег с гранитной Книги памяти. Уходя с территории мемориала, ребята не раз оглянулись, казалось, они хотели запомнить каждый его элемент.
Экскурсию предлагаем посмотреть по ссылке https://yadi.sk/i/FmFEFUmogsu7Yg.
Наши работы мы размещаем в социальных сетях, они все разработаны на местном материале, здесь реальные цифры и факты о городе, горожанах. В центральной библиотеке в электронном варианте собран богатейший материал, который мы используем для подготовки исследовательских, проектных, творческих работ, рекомендуем его и читателям газеты.

Зоя Гилязеева,
методист
по гражданско-патриотическому воспитанию
Центра дополнительного образования.