Выбор, определивший судьбу

7 октября 2021 в 09:45

Желание посвятить свою жизнь профессии учителя пришло к Екатерине ещё в школьные годы. По натуре энергичная, деятельная, общительная, она уже тогда была лидером, заводилой, общественницей. Сколько себя помнит, всегда любила работу с людьми. Поэтому, ни секунды не раздумывая, она, когда пришло время определяться с выбором вуза, отправила свои документы в Оренбургский государственный педагогический университет. Ознакомившись со списком факультетов и специальностей, она среди профилей естественно-географического факультета увидела тот, что привлёк её внимание, — «Биология и социальная педагогика».

Студенческие годы пролетели, как один день. Как и 15 лет работы, большую часть из которых она отдала школе № 1. Знакомьтесь: Екатерина Александровна Столбецова. К счастью, руководство школы увидело и оценило творческий потенциал, работоспособность и активную жизненную позицию молодой учительницы биологии. И, понимая, что в рамках одного класса, в котором она осуществляла классное руководство, в рамках одного преподаваемого предмета ей тесно, ей предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Вот где по-настоящему раскрылся её талант организатора, её творческие способности.

Ещё учась в родной школе в средних классах, Екатерина с интересом наблюдала за деятельностью продвинутого в то время литературного клуба «Орион» под руководством заслуженного учителя школы России, отличника народного просвещения Татьяны Владимировны Мартынюк. Спектакли, театрализованные представления, поставленные ею, стали ярким впечатлением детства. Возрождение в школе театральных постановок началось с лёгкой руки Екатерины Александровны. Она так заразила всех лицедейством, что уже 1 сентября после торжественной линейки, посвящённой Дню знаний, дети бежали к ней с просьбами взять их в театр. С её приходом начал свою работу совет учащихся, когда школьники почувствовали себя сопричастными к управлению учебным заведением. Участие в многочисленных акциях тоже стало частью работы школьного коллектива. Были найдены могилы бывших директоров школы. Над захоронениями взяли шефство. Екатерину приятно удивило, с каким желанием дети участвуют в уходе за могилами. Не меньшую активность они проявляют при проведении других добрых дел. К сожалению, в последние годы этих и других качеств, таких, как инициатива, чувство коллективизма, доброта, взаимопомощь, по словам нашей героини, у школьников несколько поубавилось. «Возможно, причиной является то, что мы стали лучше жить. Родители очень балуют своих детей. Растят потребителями. И к школе сплошные претензии от некоторых пап и мам: вы должны, вы обязаны. А дети берут пример, — размышляет Екатерина Александровна. – Стараюсь в детях своего класса, где являюсь классным руководителем, и по мере возможностей в других, закладывать нравственные основы и развивать их. Кто-то из великих говорил: «Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества». Я полностью с этим согласна. А поэтому учу детей человечности, умению сопереживать, слушать и слышать других».

Так случилось в жизни нашей героини, что она по состоянию здоровья на пять лет «выпала из обоймы». Но, вернувшись, с новыми силами и энергией взялась за любимое дело. На уроках вместе с детьми они совершают удивительные путешествия в мир биологии. Проводят неформальные встречи, походы, которые так сближают их участников. Кстати, любой поход с Екатериной Александровной — всегда незабываемый. Её задор, фантазия не знают границ. Но объединяют все вылазки на природу совместные добрые дела на её благо, например, сбор мусора, чистка родников.

В настоящее время, когда школьная программа перегружена и школьный процесс перешёл на пятидневку, проведение внеклассных мероприятий проблематично в силу большой занятости учеников. Остаётся суббота. Мероприятия организуются в этот день. В планах Екатерины Александровны – возобновить работу театра.

Наблюдая, как она увлечённо рассказывает о своих учениках, планах, школьных заботах и делах, чувствую, как она любит своё дело, как болеет за него. О своих подопечных может говорить бесконечно. Она вкладывает в них всю свою душу и время. И они отвечают ей любовью и уважением. Они так же, как и она, активные, смело берущиеся за воплощение любой интересной идеи. «Мой недавно выпустившийся 11-й класс жил по принципу: если быть первым, то во всём. Я рада этому. Жизнь любит сильных людей», — говорит Екатерина Александровна.

Наша беседа с Екатериной Столбецовой состоялась с подачи начальника отдела образования Нины Кубаревой. На мой вопрос, почему именно об этом человеке нужно написать ко Дню учителя, Нина Алексеевна ответила:

— Екатерина Александровна — неординарная личность, фанатично преданная избранной профессии. Её отличают живой ум, нестандартность мышления, увлечённость работой, от которой она испытывает удовольствие, активная жизненная позиция, добросовестность. Она – лидер. Дети и их родители доверяют своему учителю и идут за ним. Учитель, в свою очередь, ценит и уважает своих учеников, их семьи. В таком единстве – их сила, которая в итоге даёт положительные результаты.

Елена Вижевская.

На снимке: Екатерина Столбецова.

Фото из семейного архива.